Теплый Стан
Статьи. Очерки. Зарисовки
Теплые Станы | |
Еще недавно там, где заканчивается Профсоюзная улица, на левой ее стороне, находилась часть домов деревни Теплый Стан. Сейчас там сооружено крытое водохранилище, снабжающее самой вкусной в Москве питьевой водой Ясенево, Теплый Стан, Коньково и другие районы Юго-Западного административного округа.
В далеком прошлом под названием Теплые Станы объединялись ряд деревень: Верхние Теплые Станы, Нижние Теплые Станы и село Троицкое. Верхние Теплые Станы находились на месте поселения Теплые Станы. Нижние Теплые Станы располагались на 20 м по высоте ниже Теплостанского холма. К началу ХХ столетия последнее название трансформировалось в Мамыри, пройдя стадию Марьино. Троицкое оказалось на окраине поселка Мосрентген.
Первое письменное упоминание о Теплом Стане встречается в духовной грамоте Ивана Калигы и относится к 1328 году. Эта деревня упоминается в завещаниях и других московских князей. Выгоревшие и обезлюдевшие в Смутное время «пустошь Возцы, Теплый Стан тож» в 1628 году были пожалованы московскому служилому дворянину Максиму Федоровичу Стрешневу за участие в освобождении Москвы от полков польского королевича Владислава. Максим Стрешнев — близкий родственник царицы Евдокии Лукьяновны Стрешневой, супруги царя Михаила Федоровича Романова.
Верхние Теплые Станы со временем оказались во владении Федора Шакловитого — известного сторонника царевны Софьи Алексеевны, которая из подьячих возвела его в думного дворянина и окольничего и поручила ему в 1682 году управление Стрелецким приказом. Шакловитый был опорой царевны на пути к власти и стал лучшим ее советником в международных делах. В 1687 году Федор Шакловитый наряду с другими наградами получил Теплостанские земли. За участие в заговоре против Петра 1 ретивого помощника Софьи казнили, а саму царевну отлучили от власти. Отречение от власти подписали несколько старших думных дьяков, среди которых находился Автоном Иванович Иванов.
Автоном Иванов был сыном приходекого московского священника. Еще во времена Софьи он дослужился до одной из высших приказных должностей Поместного приказа, ведавшего земельными владениями, и на этой должности получил звание думного дьяка. В борьбе за власть между Софьей и Петром Алексеевичем многоопытный приказный занял сторону последнего, за что и была ему дана жалованная грамота на «вотчину вора, изменника и крестопреступника Федьки Шакловитого». Так Теплые Станы обрели нового хозяина.
Петр поручил Автоному ведать сразу тремя, исключительно ответственными приказами — Иноземским, Рейтарским и Пушкарским, от деятельности которых зависело формирование обновляемой русской армии. В 1705-1706 годах в Москве был создан из служилых людей и рекрутов «драгунский полк думного дьяка Автонома Ивановича Иванова», вскоре переименованный в Азовский, которым командовал некто Павлов. Все расходы по содержанию, обмундированию и вооружению солдат нес Автоном. Полк отлично сражался под Полтавой, хорошо зарекомендовал себя в Прутском походе, что, несомненно, было заслугой и Иванова.
Автоном Иванов оставил о себе память и на теплостанскои земле. Он закончил строительство Троицкой церкви, начатое еще М.Ф.Стрешневым, и вместе с «двором вотчинника» и дворами служилых людей небольшое селение образовало село Троицкое. Богатства Автонома рассеялись едва ли не так же быстро, как и появились. Верхние Теплые Станы вместе со двором на Ваганькове унаследовал сын Николай, женатый на Анне Ивановне Тютчевой. Николай Автономович умер рано, и вдова его разделила ивановское наследство между пятью дочерьми. Так владелицей Верхних Теплыx Станов с селом Троицким стала Дарья Николаевна Салтыковa — пресловутая Салтычиха.
Поместья Д.Н.Салтыковой были и в Волоroдской, и в Костромской губeрниях, но среди всех своих владений она отдавала предпочтение «вотчинникову двору в Троицком». Овдовев в двадцать пять лет, она к тридцати двум годам сумела буквально вогнать в гроб 139 из 600 принадлежавших ей крепостных — главным образом, женщин и девушек. Крестьяне обращались на нее с жалобами, но благодаря влиятельному родству и подаркам, все заканчивалось наказанием и ссылкой жалобщиков. Только летом 1762 года двум крестьянам, у которых Салтычиха убила жен, удалось подать жалобу самой императрице Екатерине П. Следствие по делу «мучительницы и душегубицы» длилось шесть лет и завершилось объявлением Дарье Салтыковой смертного приговора. Либеральная Екатерина II, гордившаяся тем, что в России в ее царствование нет казней, повелела подвергнуть Салтычиху пожизненному заключению в монастырской тюрьме. Отныне Дарья Салтыкова-Иванова лишалась дворянства, всего состояния и права называться фамилией отца или мужа и даже считаться женщиной. Салтычиха провела в подземной камере Ивановского монастыря тридцать три года, умерла в застенке и похоронена в Донском монастыре.
В ходе следствия по делу Салтычихи над ее двумя малолетними сыновьями была установлена родственная опека. При первой же возможности опекуны «за долги» пустили на продажу Верхние Теплые Станы с селом Троицким и сами выступили покупателями. Т аким образом, теплостанские земли Савтычихи оказались вначале у брянского дворянина статского советника Ивана Никифоровича Тютчева, а затем у деда поэта Федора Ивановича Тютчева — секунд-майора Николая Андреевича Тютчева (1720-1797). Ими в Троицком и был разбит регулярный с копаными прудами парк, остатки которого угадываются в наши дни.
Николай Андреевич в молодости был в любовной связи с Дарьей Салтыковой. Очевидно, Дарья оказалась неприемлемой даже для неистового Николая Андреевича, и в 1762 году, избегая домогательств Сахтычихи, он уехал в Овстуг, где и женился на брянской дворянке Пелагее Денисьевне ПанютиноЙ. Тютчевы владели только частью большого села Овстуг, Рядом с домом была скромная церковь и колокольня. Дом окружал со всех сторон сад с вековыми липами и густой сиренью. Николай Андреевич Тютчев был исправным Офицером, вышел в отставку в чине полковника, избирался предводителем брянск ого дворянства. Он имел большую семью — четверых сыновей и четырех дочерей. Облик старшей его дочери Анастасии сохранил для нас портрет работы славного живописца Рокотова; младшая дочь, Надежда, на склоне лет была ближайшим другом Н.В.Гоголя. А старший сын Иван, родившийся в 1768 году, стал отцом величайшего творца мировой поэзии.
Иван Николаевич Тютчев, словно по контрасту со своим «неистовым» отцом, как свидетельствуют семейные предания, «отличался необыкновенным благодушием, мягкостью, редкою чистотою нравов и пользовался всеобщим уважением».
Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября (5 декабря по новому стилю) 1803 года в селе Овстуг, где прошли его детство, отрочество и первые годы юности. Федор был вторым ребенком в семье. Брат его Николай родился двумя годами раньше, а в 1806 году родилась сестра поэта Дарья. У Тютчевых было еще трое сыновей — Сергей, Дмитрий и Василий, но они умерли в самом раннем возрасте. Несомненно, очень большую роль в становлении личности поэта сыграла страстная и утонченная натура его матери Екатерины Львовны, урожденной Толстой (таким образом, Ф .И.Т ютчев был шестиюродным братом Льва Николаевича Т олстого). во время нашествия французов Тютчевы перебрались в Подмосковное Троицкое, а при наступлении Наполеона на Москву вынуждены были уехать 13 свои ярославские владения. Пелагея Тютчева-Панютина снарядила от Верхних Тепхых Станов в ополчение четверых крестьян. При отступлении папохеоновских войск из Москвы село ТроиЦкое и Тепхые Станы были разорены и сожжены. Имение восстановили, и родители поэта — гвардии I юручик Иван Николаевич и Екатерина Львовна Тютчевы остались жить в Троицком. Будущему поэту исполнилось к тому времени девять лет.
В 1816 году тринадцатилетний Федор стал вольным слушателем Московкого университета, а в 1819 его студентом. В 1821 году Федор Иванович Тютчев блестяще закончил университетский курс и почти сразу уехал на дипхоматнческую службу. В Россию он вернулся спустя двадцать с лишним лет, когда его семья рассталась с Троицким и Теплым Станом. К тому времени в Верхних Теплых Станах были постояхый двор, две лавки и два трактира, а в двадцати крестьянских дворах проживали «шестьдесят пять душ мужеска и шестьдесят одна женска полу». Единственный сохранившийся след хозяйственной деятельности Тютчевых — произведенная в 1823 году переделка Троицкой церкви. Сейчас в Троицком усадебного дома нет. Но там есть церковь Святой Троицы, цепь прудов, сохранились аллеи, вал. От имения остались главные свидетели — дубы и липы.
Позднейшая история Верхних Тепхых Станов не отмечена сколь-нибудь значительными событиями. Последние постройки деревни Теплый Стан были снесены в 1971 году, а историческая память хранится сейчас в названиях соседнего с Ясеневом муниципального района, его улицы и станции метро. Москвичи также помнят имена наших славных предков. Так с именем величайшего поэта Федора Тютчева жители нашего района связывают одну из аллей усадьбы Малое Голубино, называя ее «аллеей Тютчева». В этом нет никакого противоречия. Действительно, по аллеям усадьбы Ивана Ивановича Роста в те времена проходила дорога, связывавшая усадьбу в Троицком Тютчевых и Знаменскую усадьбу князей Трубецких.
В 1818 году князь Иван Дмитриевич Трубецкой в учителя к своим детям пригласил Михаила Петровича Погодина (1800-1875), будущего историка, публициста, писателя. Федор Иванович Тютчев был с ним в прочных и постоянных дружеских отношениях. Они встречались и в университете, и в обществе любителей российской словесности, и в московском и подмосковном тютчевских домах, и в Знаменском имении Тру6ецких, где Михаил Петрович служил домашним учителем, будучи одновременно студентом, и провел «лет девять приятнейших в моей жизни». Тютчева хорошо знали в Знаменском. С ним постоянно кокетничала гостья Трубецких — Александра Николаевна Голицына (во втором браке Левашева), «которой, как говорит, не нравится Тютчев, но она говорит с ним непрестанно» (из дневника Погодина). В то же время и Погодин ходил и ездил в имение к Тютчеву, беря с собою иногда и княжен своих учениц. Остатки дороги, по которой друзья ходили друг к другу, и сейчас видны среди дубов Ясеневского леса,
Таким образом, в нашем районе образовался огромный культурный и исторический пласт, в котором переплелись судьбы Толстых, Трубецких, Гагариных, Карамзина, Тютчева, Пушкина, Погодина, оставили заметный след художники Рокотов и Боровиковеий. Айвазовский и Васнецов, писатели Паустовский и Леонов, революционер-народник академик Морозов, академики братья Вавиловы и многие другие известные десятели науки и культуры. Именами некоторых из них названы улицы района.
|
|
Опубликовано: 24.02.2011 | Просмотров: 192; комментариев: 0 |