Теплый Стан
Статьи. Очерки. Зарисовки
Орлов Юрий Александрович | |
ОРГАНИЗАТОР ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПАЛЕОНТОЛОГИИ
Известный палеонтолог академик Юрии Александрович Орлов (1893 — 1966) был не только талантливым ученым, но и выдающимся организатором науки, прекрасным педагогом. Авторитет, принципиальность и личное обаяние позволили Юрию Александровичу объединить советских палеонтологов для решения задач, требующих коллективных усилий, вместе отстоять возглавляемый им Палеонтологический институт от влияния лысенковщины, добиться решения правительства о строительстве нового здания Палеонтологического музея, равного которому нет ныне в Европе. Кстати, правительство и АН СССР выделяли немалые средства именно «под Орлова» на развитие маленькой и непонятной для многих науки.
В институте и на кафедре палеонтологии МГУ, которой заведовал Юрий Александрович, к числу наиболее близких ему людей относился доктор биологических наук Роман Федорович Геккер (1900 — 1991). Его перу принадлежат воспоминания об Орлове, написанные 15 лет назад и до сих пор не опубликованные в отечественной прессе. Мы предлагаем их вниманию читателей вместе с незавершенными автобиографическими заметками самого академика, любезно предоставленными редакции Наталией Павловной Орловой.
НЕ «ОПИСАТЕЛЬ» — ГЛУБОКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
Как ни странно, Юрий Александрович Орлов не намеревался стать палеонтологом. Он пришел в эту науку уже вполне сформировавшимся гистологом, что позволило ему не идти по пути описательной науки, а выполнить глубокие исследования в области биологической палеонтологии.
Ю.А. Орлов родился в 1893 г. в Симбирской губернии, в семье служащего лесного ведомства. Детство его прошло в северном городе Вельске. Он часто сопровождал отца в поездках по лесным угодьям Архангельской и Вологодской губерний. Среднее образование получил дома. В детстве на него сильное впечатление произвела книга Гутчиссона «Вымершие чудовища». Тогда же будущий ученый увидел раскопки пермских пресмыкающихся на Северной Двине, которые проводил профессор В.П. Амалицкий.
В 1911 г. Юрий Александрович поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, специализировался на зоологии и гистологии. После получения диплома уехал в Пермь. Там, в новом университете в качестве ассистента профессора А.А. Заварзина участвовал в организации кафедры гистологии и читал лекции по курсу гистологии и эмбриологии.
Орлов решил получить дополнительное медицинское образование и приступил к серьезному изучению анатомии человека. Тему научной работы ему предложил А.А. Заварзин. Орлов выполнил обширное исследование вегетативной нервной системы насекомых и обнаружил близкое сходство взаимодействий нейронов вегетативных ганглиев членистоногих и позвоночных
Позже Юрий Александрович начал изучение нервной системы ракообразных, затем обратился к моллюскам (беззубкам). Его результаты получили высокую оценку, были опубликованы в отечественных и зарубежных журналах и даже вошли в монографию А.А. Заварзина. В сочетании с собственными исследованиями профессора они послужили фундаментом концепции о параллельной эволюции структуры нервной системы у неродственных далеких групп животных.
В 1924 г. Орлов переехал в Петербург и работал на кафедре гистологии и эмбриологии Воен¬но-Медицинской академии. Здесь он преподавал до 1935 г. С 1925 по 1927 г. Юрий Александрович был еще и научным сотрудником Бехтеревского института мозга (ныне Института мозга им. В.М. Бехтерева. — Прим. ред.). Он организовал там небольшую лабораторию гистологии. Позже руководил лабораторией сравнительной анатомии во Всесоюзном институте экспериментальной медицины.
Все эти занятия привели к неожиданному, но понятному шагу- Он, постоянно увлекавшийся сравнительной морфологией, обратился к палеонтологии позвоночных. Этому способствовало участие Юрия Александровича в геологической экспедиции по Западной Сибири и в особенности открытие позднетретичной гиппарионовой фауны на Иртыше в окрестностях Павлодара. В 1929 г. он стал сотрудником академика А.А. Борисяка, который работал в Остеологическом отделе Геологического музея Академии наук СССР, чуть позже преобразованном в Палеозоологический институт.
Павлодарское местонахождение оказалось богато остатками «африканских» животных, распространившихся в третичный период далеко на север. Помимо гиппаринов, здесь были найдены остатки мастодонтов, динотериев, носорогов и многих других животных. Как было не увлечься палеонтологией! Орлов описал саблезубых тигров, барсуков, иктитериев, гиен, куниц и исключительно интересный остаток скелета семантора, который сочетал в себе многие признаки выдр, куниц и тюленей. Так, очень скоро Юрий Александрович стал ведущим специалистом Академии наук в области палеонтологии позвоночных. Перед Великой Отечественной войной он провел серию крупномасштабных раскопок пермских пресмыкающихся на Волге, третичных млекопитающих в Голодной Степи и на Аральском море, гиппарионовой фауны на Кавказе. После войны им были предприняты широкомасштабные раскопки мезозойских и кайнозойских позвоночных в Монголии (1946 — 1949) и Китайской республике (1959 -1960).
В 1944 г. умер академик А.А. Борисяк, и Юрий Александрович как ближайший помощник принял руководство Палеонтологическим институтом. За двадцатилетие его директорства институт получил мировое признание. Начал выходить «Палеонтологический журнал», а результатом работы громадного коллектива советских ученых стали 15 томов капитальных «Основ палеонтологии». Они были отмечены Ленинской премией.
Ю.А. Орлов уделял огромное внимание развитию палеонтологических исследований не только в институте, но и в стране. Чтобы поднять общий уровень работ по биостратиграфии и палеогеографии континентальных отложений, прежде привлекавших меньше внимания, чем морские осадки, ученый способствовал организации отделов палеонтологии позвоночных в академиях наук Украины, Казахстана и Азербайджана.
Юрий Александрович не раз бывал «посланником» советской палеонтологии за рубежом. Его избрали почетным членом ряда иностранных научных обществ и присудили первую золотую медаль индийского Палеонтологического общества. В 1953 г. Ю.А. Орлова избрали членом-корреспондентом Академии наук, а в 1960 г. — академиком.
Классические статьи об ископаемых позвоночных, принадлежавшие перу Орлова, блестяще демонстрируют его особый «путь исследования ископаемого материала». Одна из них — «Peruniinae, новое подсемейство куниц из неогена Евразии (к филогении куниц)» — опубликована в 1947 г. В ней есть все, что привлекало Юрия Александровича в палеонтологии: биомеханика черепа, палеоневрология и восстановление образа жизни. Отметим, что предположения об образе жизни этой куницы основаны на строении черепа и мозга. Ученого всегда интересовали проблемы палео-неврологии. Он показал, какие неожиданные результаты можно получить, изучая слепок мозга исчезнувших животных.
Результаты последних исследований Ю.А. Орлов обобщил в монографии «Хищные дейноцифалы фауны Ишеева (титанозухи)», опубликованной в 1958 г. Это классическое и ясное исследование по остеологии одной из наиболее интересных групп звероподобных рептилий. Они рассматриваются как эволюционный переход от архаичных пеликозавров из нижней перми Северной Америки к более поздним дейноцефалам и териодонтам Южной Африки. Великолепно иллюстрированная монография ученого до сих пор бесподобна в своем совершенстве. Он выявил многие биологические особенности титанозухов Ишеева, сравнивая их с образом жизни современных крокодилов. Вскоре монографию перевели и издали во Франции.
Юрий Александрович был талантливым педагогом и находил огромное удовлетворение в общении со студентами. В течение 50 лет он преподавал сначала в Пермском университете, потом в Военно-Медицинской академии в Ленинграде, а позднее в Московском университете, где создал кафедру палеонтологии. Орлов не разделял академию и университет, многих молодых выпускников МГУ он приглашал на работу в Палеонтологический институт.
Прогресс палеонтологии как биологической науки и популяризация самых значимых находок невозможны без Палеонтологического музея. Юрий Александрович много сил вложил в пополнение его экспонатами. Поддержанный всеми палеонтологами, ученый настойчиво добивался строительства нового просторного здания для музея. Теперь этот музей носит его имя.
Юрий Александрович написал десятки научно-популярных статей. Он был автором замечательной книги «В мире древних животных», трижды издававшейся в нашей стране. В ней описаны восемь фаун позвоночных, обитавших на территории бывшего СССР и Монголии с позднего палеозоя до позднего плиоцена. Это единственный в своем роде пример популяризации палеонтологии.
Можно предположить, каким интересным и важным для студентов мог бы стать учебник по палеонтологии позвоночных, над которым Юрий Александрович начал работать. К сожалению, он не успел его закончить.
В |
|
Опубликовано: 20.06.2011 | Просмотров: 102; комментариев: 0 |